Мы - хранители исторической памяти.10 марта - День архивов |
12.03.2012 г. | |
Архивные фонды включают не только документы общего делопроизводства, образовавшиеся в процессе деятельности органов власти и управления, органов самоуправления, организаций, но и документы, связанные с трудовой деятельностью граждан, личные фонды. Так что можно сказать, что архивы являются основными хранителями исторической памяти. Накануне профессионального праздника работников архивов о своей любимой работе рассказывает заведующая архивом города Лобня Екатерина Тюжина. - Екатерина Алексеевна, что представляет собой наш городской архив? - Лобненский городской архив, с одной стороны, это часть Общего отдела Администрации города Лобня. А с другой стороны, это часть архивной службы Московской области. В ее состав входят: уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере архивного дела – Главное архивное управление Московской области, два государственных учреждения Московской области (Центральный государственный архив Московской области и Московский областной архивный центр) и их филиалы в Москве и Орехово-Зуево, архивные управления администраций Егорьевского, Ногинского и Раменского муниципальных районов, 66 архивных отделов администраций муниципальных образований Московской области, 2 муниципальных архивных учреждения. - Какими фондами обладает наш архив? - В городском архиве на хранении находится 49 фондов. Это 5377 единиц постоянного хранения и 686 единиц по личному составу. То есть наш архив небольшой. Все документы – на бумаге. А в архивном фонде области - более 17 тысяч фондов (свыше 4 млн. дел). - А вы можете назвать наши фонды? - Прежде всего, у нас хранятся документы исполкома Лобненского поселкового и городского советов за 1940-1992 годы, Краснополянского поселкового совета за 1948-1975 годы, Луговского поселкового совета с 1957 года, а также Администрации города Лобня с 1992 года. Есть городские фонды отдела главного архитектора (с 1963 года), отдела народного образования, плановой комиссии исполкома горсовета и финотдела - с 1975 года, Спорткомитета - с 1976 года, Управления культуры - с 1980 года, Управления соцзащиты - с 1993 года, ЛЦГБ - с 1976 года, техникума за 1945-1968 годы, городского молодежного центра (1987-1991 годы), муниципальных предприятий «Ренессанс», «Водоканал города Лобня», «Лобненское ЖКХ», завода строительного фарфора до 2001 года. - А есть у вас старинные документы? - Все старинные документы, касающиеся населенных пунктов, вошедших в состав города Лобня, находятся в государственных архивах древних актов, Московской области, Москвы. Самые старые документы у нас - это фонд отдела ЗАГС – восемь единиц хранения 1925-1928 годов. - Екатерина Алексеевна, в 90-е годы образовалось очень много фирм, некоторые из них исчезли без следа. - Нет, след остался, правда, очень небольшой. В нашем архиве хранятся фонды таких предприятий и фирм, как: фабрика пластмассовой игрушки (1961-1980 годы), «Витязь», «Технооснастка ЛТД», «Локос», «Элкар», «Инджелс-Интернэшнл Ltd», «Октант», «Маренго», «Металл», «Монолит-Технология», «Агропромышленная фирма «Деметра», «ТМК», «М-Текс», «Чинита», «Эдельвейс», «Приборинформ», «Алкон сервис», «Трива», «Дмитровка», «Сокол ФПГ», «Цветы», «Свет», «Модэко», «Новойл-Л», «Издательство «Виктория». К большому сожалению, не сдали свои документы в архив кооперативы, которых было много в 80-90-х годах. А от этого страдают люди, уходящие на пенсию. Они не могут восстановить свой трудовой стаж, доказать, что они работали в тех кооперативах. Это очень серьезная проблема. Другая проблема заключается в том, что многие организации, предприятия поменяли свои названия. Чтобы найти какой-то документ, нужно знать все эти изменения. - С какими проблемами чаще всего обращаются к вам? - В основном по Постановлению о земельных участках (оно необходимо при оформлении документов на землю) и по стажу и зарплате личного состава. - А если необходимый документ находится не в лобненском архиве, а, например, в солнечногорском или московском, запрос посылаете вы или обратившийся к вам человек? - Я уточняю, есть ли необходимый фонд в других архивах, даю адреса и телефоны. Человек сам едет в тот архив и получает справку. - 27 февраля состоялось расширенное заседание Коллегии Главного архивного управления Московской области. Оно прошло в «архивном городке» в Мамонтовке, одном из микрорайонов города Пукшино. Что это за городок такой? - «Архивный городок» в Мамонтовке – это довольно большая территория, на которой пока находится несколько зданий, где будет областной архив. В свое время очень много документов было передано из области в архив Москвы. Переговоры о возвращении областных фондов велись очень долго и увенчались успехом. Вот под эти документы и под будущие фонды создан этот городок. Открылся он в начале 2012 года. В перспективе, очевидно, он будет расширяться. Появится Государственный архив историко-политических документов Московской области. Нам рассказали, что создан отдел, где будут восстанавливать документы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии (в том числе фотографии и пленки). Для этого закуплено специальное современное оборудование. - Перед вами поставили задачи на 2012 год? - Основными задачами любого архива являются: комплектование архива документами, учет и обеспечение их сохранности, использование хранящихся документов. Эти задачи лежат в основе планирования работы. Так, в плане нашего архива на этот год, во-первых, провести циклическую проверку наличия и состояния документов в 12 фондах (это 1845 единиц хранения); во-вторых, начать работу по оцифровке описей дел фондов, то есть по переводу информации с бумажного носителя на электронный, чтобы бесконечно не перебирать ветхие бумаги, а все иметь в компьютере. В-третьих, закартонировать дела в специальные картонные коробки. Раньше документы хранились в самых разных папках, связанные веревками. Сейчас для архива созданы специальные коробки. Так что старые меняем на новые. В-четвертых, принять документы от организаций. В этом году нам должны сдать документы Комитет по экономике, Управление образования и Управление социальной защиты населения (за тот период, когда оно было муниципальным). В-пятых, обеспечивать своевременное исполнение запросов социально-правового характера. - Каков режим работы архива? - У нас два приемных дня – понедельник и четверг с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Исполнение заявки – в течение недели. - За счет чего происходит развитие материально-технической базы архива? - До 1991 года предприятия были государственными. Их фонды считаются собственностью архива Московской области. На их хранение нам выделяется субвенция, правда, небольшая. В этом году на выделенные деньги планируется провести Интернет, закупить 200 архивных коробок. Может быть, удастся заменить старые стеллажи на новые. А так у нас оборудования достаточно. Помогает нам Администрация. На городские средства вставлены пластиковые окна, проведена пожарная сигнализация. - Екатерина Алексеевна, вы заведуете городским архивом сравнительно недавно. Есть какие-нибудь трудности? - Я работаю всего полтора года. Это дело для меня новое, в нем есть свои тонкости. Поэтому в прошлом году я ездила на курсы, училась. Очень помогает мне Людмила Алексеевна Васильева, наш куратор из Главного архивного управления Московской области. - А вы какие-нибудь сведения в архив Москвы подаете? - Да. У нас есть специальная программа «Архивный фонд». Мы вносим все сведения по фондам и описям и передаем в столицу. Там все данные суммируются и учитываются. Поздравляем всех работников архивов с профессиональным праздником! Крепкого вам здоровья, счастья, успехов и реализации всех ваших планов! Т. Рогова
|
« Пред. | След. » |
---|