Крещение Господне |
18.01.2012 г. | |
Этот праздник называется также Богоявлением, так как, по свидетельству Матфея (III, 16-17), в этот день совершилось триединение Бога: "И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Иисус Христос явил себя миру как обещанный Спаситель его. Главный отличительный признак этого праздника - крещенские обряды освящения воды. В Москве XVII в. водоосвящение совершалось дважды - накануне и в самый день праздника. 5 января в навечерие царские часы совершались в Успенском соборе Кремля в присутствии патриарха и царя. По случаю праздника патриарх говорил особую речь: "Празднуем предпразднество Богоявлению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И молим всемилостивого и всещедрого и преблагого в Троице славимого Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев, и всех святых о вселенском устроении и благосостоянии святых божих церквей и многолетнем здравии великого государя нашего". После заамвонной молитвы начиналось водоосвящение и причащение святой водой. Затем патриарх благословлял всех крестом и окроплял святой водой. Царь получал благословение от патриарха, а последнего приветствовали ("здравствовали") соборяне. В самый день Богоявления водоосвящение совершалось еще раз, но не в соборе, а на Москве-реке, перед Тайницкими воротами Кремля. Из Успенского собора на реку (а затем обратно) шествовала торжественная процессия во главе с патриархом и с присутствием государя. Этот крестный ход отличался великолепием и блеском, как ни один другой. Посмотреть на него съезжались русские люди со всего государства. На реке устраивалась высокая красивая сень на четырех колоннах и золотым крестом наверху. По углам ее находились изображения евангелистов, внутри - апостолов и Крещения Господня. Эта сень называлась иорданью. Около нее находились особые места для царя и патриарха. В воду Москвы-реки торжественно погружался железный крест. У иордани размещались иконы. По освящении воды патриарх черпал ее серебряным ведром и кропил окружающих. Для окропления знамен и войск, расставленных по реке, посылались два архимандрита. После этого торжественная процессия возвращалась в Успенский собор. Здесь патриарх кропил святой водой весь храм, сам пил воду, подавал ее государю и окружавшим его людям. Архиерей раздавал "благодарный хлеб". У царя в этот день был праздничный стол.
|
« Пред. | След. » |
---|