«Колобок», «Сверхчеловек», «Мировой змей» и другие |
19.12.2011 г. | |
Этот турнир стал первым мероприятием в работе научного общества «Эврика», которое объединило учителей биологии школ города Лобня. Инициатором создания и руководителем научного биологического общества стала преподаватель Лобненского лицея Л.Васильева. «У нас в Лобне работает очень много творческих преподавателей, в том числе преподавателей биологии, - объясняет Людмила Владимировна. - Каждый талантлив в чем-то своем, и назрела насущная необходимость выйти за рамки своей школы, поделиться с остальными преподавателями тем, что ты умеешь лучше всего. А другая цель создания общества – это объединение учащихся города Лобня, чтобы они чувствовали ответственность не только за свою школу, но и за тот город, в котором они живут». Непростую роль быть первым в деле привлечения ребят к науке биология взяла на себя преподаватель биологии и химии школы № 5 А.Резникова. Она разработала Положение и вместе с преподавателем химии и ОБЖ школы № 5 Т.Гребенкиной организовала биологический турнир на базе своего учебного заведения. Помимо научной части, гостеприимными хозяевами были подготовлены пригласительные билеты, памятные значки и дипломы участников с символикой турнира, интересная концертная программа и по окончании - общее чаепитие.
За основу был взят принцип проведения Всероссийского турнира юных биологов, в котором ребята из Лобни еще ни разу участия не принимали. Каждая школа выставила команду из пяти человек, учеников 8-11 классов. Руководители команд, преподаватели биологии, вошли в состав жюри. Как положено, для установления порядка очередности выступления команд была проведена жеребьевка. Школьникам был показан видеоролик «Десять самых необычных животных планеты Земля», и нужно было определить систематическое положение и среду обитания каждого из них. Да, непростую задачку подкинула матушка-природа! Вы, наверное, и не слышали о рыбе-капле, стеклянной лягушке, пушистом крабе, осьминоге-одеяло и других существах, которые в борьбе за выживание принимают столь причудливые формы. А лобненским школьникам эта задача оказалась по плечу. Правильно классифицировав девять животных из десяти, первой оказалась команда лицея. Биологический турнир проводился в форме научного диспута. Каждая из команд поочередно выступала в одной из четырех ролей: докладчика, оппонента, рецензента, наблюдателя. Докладчик излагал свое видение проблемы, предлагал ее решение и делал выводы. Оппонент высказывал свои замечания и задавал вопросы докладчику, указывал на положительные моменты, обосновывал принципиальные недостатки и ошибки в понимании поставленной задачи. Рецензент оценивал выступление и докладчика, и оппонента. Корректность научной полемики и правильность ответов оценивало преподавательское жюри. Хотя турнир проводился для школьников, его уровень был очень высоким – каждое из заданий заключало в себе совокупность настоящих научных, точнее, научно-фантастических проблем. «Эти задачи не имеют однозначного, односложного ответа, - отмечает Л.Васильева. - Естественно, их решение опирается на базовый, школьный уровень, но к этому базовому уровню нужно приложить какое-то творчество, и умение, и терпение, и определенные навыки». В качестве заданий были взяты пять наиболее интересных задач общероссийского турнира: «Колобок» как биологический вид и его характеристики; «Сверхчеловечество» - экологические причины и последствия развития у человека сверхспособностей; «Мировой змей» - какого размера будут животные в будущем и «Миксотроф» - каким образом они преимущественно будут питаться; как в 2,5 раза увеличить эффективность получения энергии живыми существами в процессе питания (сегодня она составляет лишь 10 процентов). На решение выбранной задачи отводился примерно месяц. За это время каждая команда во главе с руководителем, учителем биологии, создала свой научный проект. Учителя могли поддержать и направить, что-то подсказать, но в основном во главу угла каждого проекта были взяты мысли и идеи самих школьников. Задачи были сложными, но с ними, пусть по-разному, справились все команды. Ребята творчески подошли к выбранной проблеме, отпустили на волю фантазию, подкрепляя ее знаниями и практическими навыками. Каждый доклад был оформлен как видеопрезентация. Удивительно, с какой легкостью школьники оперировали сложными научными терминами и вступали в научную полемику, обнаруживая быстроту и неординарность мышления, богатый творческий потенциал! В названии научного общества «Эврика» заключен его девиз: «Экспериментируй! Всегда, Решай и Исследуй Коллективно!». Открыть школьникам дверь в увлекательный мир науки, научного исследования - в этом, по задумке педагогов, заключался смысл биологического турнира. «Не выявить кто лучше, кто хуже – это приведет к разобщенности. Цель этого турнира – объединить ребят для решения каких-то общих задач», - считает Л.Васильева. «Ребята сумели предложить совершенно разные решения одной и той же проблемы и, что важно, старались отстаивать свое мнение, находя правильные, на мой взгляд, аргументы, - добавляет А.Резникова. - Такие события сближают, сдружают учеников разных школ. В этой прекрасной обстановке рождаются новые научные мысли, появляются новые «звездочки» - что мы, учителя биологии, хотели видеть. В связи с тем, что проблема дисбаланса в экологии не только нашего города, но и всей биосферы в целом стоит сегодня очень остро, нам бы хотелось, чтобы такие «звездочки» в дальнейшем решали бы судьбу нашей планеты в нужном, правильном направлении». Городской турнир юных биологов – первая ласточка в деле популяризации биологии как науки среди школьников города Лобня. Педагоги надеются, что он станет базой для формирования городской команды для участия во Всероссийском турнире юных биологов. Как отмечает руководитель научного общества «Эврика» Л.Васильева, хотелось бы проводить подобные мероприятия каждую четверть. В ближайших планах - факультативные занятия для учащихся 11 классов и практическая работа для учащихся 7 классов в лицее, в будущем - исследовательские работы, открытые уроки и другие интересные дела. М.Засько |
« Пред. | След. » |
---|