Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
80 гостей

Москву защищала вся страна Печать
02.12.2011 г.

«...Герои битвы за Москву, поклон вам низкий!
Какой ценой столицу сберегли!
Не счесть по Подмосковью обелисков,
Не сосчитать солдат, что за нее легли».
Юрий Петров

Этот памятник в Лобне - особенный. На черном граните высечены слова: «Морякам-тихоокеанцам и красноармейцам-сибирякам, стоявшим насмерть на рубеже города Лобня в Великой битве за Москву». На двух небольших постаментах перед стелой - морская бескозырка и солдатская каска, как символ единения всех родов войск в той смертельной схватке.

Памятная стела была изготовлена и установлена по инициативе Совета ветеранов 64-й отдельной морской стрелковой бригады, которая при обороне Москвы сражалась на Лобненском рубеже. Торжественное открытие памятника состоялось 30 ноября 1986 года при участии председателя Совета ветеранов Краснознаменного Тихоокеанского флота контр-адмирала К.Серина, участника боев за поселок Белый Раст, старшины 2-й статьи А.Карпухина, капитана 2-го ранга Л.Кашникова, а также ветеранов войны, жителей и руководителей города Лобня и Мытищинского района.

64-я отдельная морская стрелковая бригада была сформирована в самый драматический период битвы за Москву, в октябре-ноябре 1941 года в городе Нижние Серьги Свердловской области из моряков Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии, курсантов военно-морских училищ, сибиряков, уральцев. Свердловский областной комитет партии направил в соединение 400 коммунистов, многие из которых прошли суровую школу Гражданской войны. Свыше 60 процентов личного состава были коммунистами и комсомольцами.

В конце ноября 1941 года бригада прибыла под Москву и вошла в состав 20-й армии Западного фронта, формировавшейся на Лобненском участке фронта. Первым командиром бригады был капитан 2-го ранга Б.Скорохватов. Позднее командование бригадой принял общевойсковой офицер, полковник И.Чистяков, инспектировавший бригаду от штаба 20-й армии.

Никогда не воевавшие на суше морские офицеры и моряки овладевали тактикой наземного боя, отрабатывали взаимодействие с артиллерией и танками в короткие часы затишья на фронте, а то и прямо на поле боя - других условий не было. Скоро успешные боевые действия бригады подтвердили, что моряки отлично овладели приемами боя на суше, научились отбивать танковые атаки.

Утром 1 декабря 1941 года танки противника нанесли сильный удар по нашим войскам, захватили Белый Раст, вышли к противотанковому рву и севернее станция Лобня – к полотну железной дороги. В этот же день, 1 декабря, 64-я отдельная морская стрелковая бригада была выдвинута на рубеж обороны Луговая – Горки Киовские – Катюшки, и мужественно отбивала атаки фашистских войск.

Из воспоминаний бывшего командира пулеметного отделения Г.Гордовского: «…Наш батальон, когда вышел из порта Находка, получил морскую форму, в ней мы и воевали. 64-я отдельная морская стрелковая бригада прибыла на станцию Луговая 1-2 декабря. А в ночь на 3 декабря наш батальон получил задание взять поселок Красная Поляна. Моя задача - с ручным пулеметом зайти в самый центр поселка. Вдвоем с краснофлотцем Шишковым мы пробрались в здание какого-то завода и установили пулемет. Ночью наша пехота с криком «Ура!» ворвалась в поселок. Немцы стали отходить и попали под наш огонь. Это было наше боевое крещение. Бой был жестокий.

Враг начал закидывать нас минами. У нас вышли все диски, осталось только девять патронов и одна граната. Я переключился только на одиночную стрельбу. Наш батальон уже огня не вел, отошел в лес. Я послал Шишкова узнать, где наши. Он отошел метров на двести и был ранен. Я подполз, взял его и с ним пополз в лес. Там нашел еще несколько бойцов и утром доложил командиру роты о выполнении задания. Он поздравил меня с наградой и назначением на должность командира пулеметного отделения.

Два дня мы уничтожали отдельных автоматчиков врага. Второе наше наступление было на деревню Катюшки. В том бою немцы окружили наш взвод, осталось нас три человека, мы сумели пробраться к Луговой».

С 4 декабря личный состав 64-й бригады вел упорные бои за освобождение Белого Раста совместно с танкистами 24-й танковой бригады. Для выполнения боевой задачи многим морякам впервые пришлось встать на лыжи и сменить черные бушлаты на белые маскхалаты. Но никакие трудности не могли остановить их яростный натиск. 8 декабря село Белый Раст был освобожден. В ожесточенных боях бригада понесла серьезные потери: было убито 476 и ранено 230 человек.

Из книги И.Чистякова «Служим Отчизне»:

«…В первых числах декабря 1941 г. 64-я бригада получила боевую задачу: во взаимодействии с 24-й танковой бригадой наступать через Белый Раст, Зарамушки на Солнечногорск и Волоколамск. Наступление! Это слово волновало нас, вызывало прилив сил. Еще бы! Мы идем освобождать родную землю из фашистской неволи!

Для выполнения боевой задачи командующий Западным фронтом Г.Жуков приказал создать и мне лично возглавить лыжный отряд, вооруженный автоматами, гранатами, противотанковыми ружьями, а также несколькими минометами. Лыжникам предстояло обходным маневром через чащу ночью, скрытно от противника выйти к селу Белый Раст, внезапным ударом освободить его и затем наступать в направлении Солнечногорска. Я на лыжах ходил хорошо, поэтому для меня такая задача не представлялась сложной, а вот моряки?! Умеют ли они ходить на лыжах? Это ведь не прогулка, где можно кое-как ползти да еще по ровной местности. Тут надо идти быстро, и по лесу, по горкам, по оврагам, а самое главное - не устать. Ведь впереди - бой.

Пошел к комиссару В.Тулинову: «Слушай, друг, умеешь ты ходить на лыжах?» Он отвечает: «В детстве баловался, а что?»

Он еще приказа не читал. Дал я ему приказ. Он прочитал, покачал головой: «Моряки на лыжах! Этого еще история не знала!» Однако приказ есть приказ, и его надо выполнять. Попросил я комиссара подобрать из каждого батальона по 200-250 человек, которые хоть как-то умеют ходить на лыжах, и собрать их на околице села. Пришел через полчаса, люди уже ждут…

Я приказал поднять руки тем, кто действительно хорошо умеет ходить на лыжах. К моему огорчению, опасения оправдались: из 800 человек настоящих лыжников оказалось всего 150. Что же делать? Я объяснил морякам боевую задачу, предупредил о предстоящих трудностях и откровенно посетовал на то, что настоящих лыжников среди них мало. Едва закончил, как один из бойцов решительным голосом заявил:

— Товарищ полковник! Было бы желание, а лыжи одолеем. Главное — врага-то мы бить умеем... Правильно я говорю, товарищи?

— Правильно! Правильно! — дружным хором ответили моряки.

Свое слово они сдержали. Тренировались день и ночь и сдали экзамен на лыжный пробег.

…Вот и пришла ночь выступления. Мороз 25 градусов, снегу больше чем на полметра. Подошел я снова к околице. Стоят моряки на лыжах. Полы шинелей под ремень, так что шинели превращаются в своего рода куртки, в маскхалатах, в белых рукавицах. Я поставил задачу. За ночь мы должны пройти по лесу 12-15 километров, выйти на северо-западную окраину Белого Раста и на рассвете его атаковать.

…Более двух суток моряки во взаимодействии с танкистами 24-й танковой бригады яростно дрались за каждый дом, за каждый подвал. На рассвете 8 декабря почти все село было в наших руках…

…Освобождение Белого Раста дало возможность соседним частям овладеть Красной Поляной и продолжать успешное продвижение вперед».

Бывший начальник штаба 20-й армии, генерал-полковник Л.Сандалов писал: «Мне не раз приходилось видеть на поле боя стремительные атаки бойцов морской бригады, восхищаться их храбростью, беззаветным мужеством. За героические подвиги и отличное выполнение приказов командования 64-я отдельная стрелковая морская бригада была награждена орденом Красного Знамени, а многие моряки удостоены правительственных наград».

Стела морякам-тихоокеанцам и сибирякам стоит рядом с тем местом, где в 41-м проходил противотанковый ров, который являлся основной составной частью главного рубежа обороны Москвы.

Ров был сооружен осенью 1941 года местными жителями Краснополянского района, военно-строительными частями под руководством военных инженеров – фортификаторов. Его глубина была 4 м, ширина по верху – 6 м, по низу – 4 м. В тех местах, где невозможно было копать ров, устанавливали надолбы. В лесу сооружались завалы. Сзади противотанкового рва устанавливались противотанковые минные поля. За ними сооружались окопы с ходами сообщений и огневые точки.

До наших дней сохранился лишь небольшой участок этого фортификационного сооружения. Здесь установлен памятный камень «Противотанковый ров». Надпись на нем гласит: «Здесь в период обороны Москвы в 1941 году проходил отрытый жителями противотанковый ров, дальше которого вражеские танки не прошли».

За мужество и стойкость, проявленные жителями и защитниками города в битве под Москвой и в разгроме фашистских захватчиков, городу Лобня в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне был вручен Знак Правительства Московской области «Штандарт Славы», который хранится сегодня в Музее истории города.

М.Засько

Традиция для потомков

Все больше и больше лет отделяет нас от событий Великой Отечественной войны и все меньше становится очевидцев этих событий. В истории нашей страны Битва за Москву стала незабываемой страницей. День начала контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря 1941 г.) является Днем воинской славы России наряду с днями Куликовского и Бородинского сражений. Именно под Москвой потерпели свое первой поражение немецко-фашистские захватчики.

Поэтому так важно беречь все то, что мы знаем об этой битве и передавать эти знания будущим поколениям.

В Лобне каждый год перед памятной датой в декабре проходит траурное, но вместе с тем торжественное возложение венков и цветов к братским могилам воинов, обелискам, мемориалам - по маршруту: Катюшки, Красная поляна, Луговая, Красная горка, Комиссара Агапова, Мемориальный комплекс «Звонница».

Эта традиция дает возможность школьникам, студентам, горожанам, представителям Администрации, которые участвуют в этих торжественных возложениях цветов стать свидетелями далеких событий - они как бы становятся очевидцами.

Минута молчания. Все стоят у небольшой братской могилы в Катюшках, участник ВОВ полковник В.Т. Себежко взволнованно рассказывает о трагических событиях тех лет, ощущения невозможно описать, события тех дней как бы воплощаются здесь и сейчас, просто ты видишь, что здесь происходило..., тогда был уже глубокий покров снега, мороз очень сильный.

Подобные траурные митинги помогают воссоздать реальные картины начала декабря 1941 года. Состоялся и молодежный легкоатлетический пробег: школьники всех городских школ пробежали по улицам города от памятника к памятнику, возлагая живые цветы к подножию. Две процессии встретились на площади у звонницы, где прошел Митинг Памяти.

Е.Семенихина

 
« Пред.   След. »