Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость

ПРОЕКТ «ЛЕНТА СЛАВЫ» – К 70-ЛЕТИЮ БИТВЫ ЗА МОСКВУ Печать
30.11.2011 г.

30 ноября в 10.30 утра на границе деревни Шолохово и микрорайона города Лобни Луговая, рядом с музейно-мемориальным комплексом «История танка Т-34» состоялось торжественное открытие первого знака «Ленты Славы». В мероприятии приняли участие руководители Москвы и Московской области, организации ветеранов Великой Отечественной войны Мытищинского района, городского округа Лобня, Северо-Восточного округа столицы, общественных и молодежных объединений, национально-культурных автономий и землячеств Москвы и Подмосковья.

Проект «Лента Славы» реализуется в соответствии с планом мероприятий для совместных решений в рамках взаимодействия Правительства Москвы и Правительства Московской области. На торжественном открытии первого знака «Ленты Славы» присутствовали Губернатор Московской области Б.В.Громов, заместитель мэра Москвы по социальной политике Л.И.Швецова, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в РФ В.Ю.Ельченко, Глава городского округа Лобня С.С.Сокол, потомки конструкторов и инженеров - создателей легендарного танка, участники ВОВ, школьники. Вела и открывала это торжественный митинг президент музейного комплекса "История танка Т-34" Л.Н. Васильева.

Сам памятник “Лента Славы” напоминает стелу из вытянутых вверх трех металлических труб, на верху которых сияет пятиконечная звезда, обрамленная георгиевской лентой.

В кровопролитных боях советские солдаты встретились с врагом у станции Луговая, в Лобне, на Красной Поляне, в Катюшках, Химках и многих других исторических местах. Знаки “Лента Славы” появятся здесь в течение всего юбилейного года, как бы опоясывая столицу.

Проект «Лента Славы»

5 декабря 2011 года исполняется 70 лет со дня начала контрнаступления советских войск против гитлеровцев, рвавшихся к Москве.
«Катюшки от Москвы также близко, как Ораниенбаум от Берлина», – докладывал в 1941 году командованию немецкий майор Гук.
«Ещё немного и наша пушка «Дора» ударит из Красной Поляны по Красной площади», – писал своей возлюбленной солдат вермахта Руге.
Однако не сбылось. Их встретили и отогнали. Сегодня, когда ближайший север, северо-восток, северо-запад и запад Подмосковья уже почти слились с Москвой, кажется невероятной такая убийственная близость. Но так было.
Чтобы не казалось, а крепко помнилось, самые близкие к столице точки боёв и братские могилы может соединить между собою общий знак – «Лента Славы».

Мысль о создании «Ленты Славы» не раз высказывали губернатор Московской области Б.В.Громов и заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова. Настало время осуществить этот проект. Памятный знак «Лента Славы» на всех исторических местах битвы за Москву будет иметь единый образ.

Места, где появится знак «Лента Славы», станут местами паломничества, туристскими тропами – от знака к знаку, от победы к победе, связуя между собой звенья общей Памяти. В одних местах знак «Лента Славы» станет рядом со стелой, могилой, внушительными противотанковыми «ежами», напоминая о таких же знаках за спиной и впереди. В других же, мало известных, недавно обнаруженных местах ратного подвига времён битвы за Москву, знак будет нести свой свет Московской победы.

Красная Поляна, Лобня, Химки, Ленинградское шоссе и многие другие места, станут с появлением «Ленты Славы» близки друг к другу и к поколениям, знающим войну лишь понаслышке. Многие общие мероприятия можно будет проводить, проходя по «Ленте» от знака к знаку.

Что считать отправной точкой? Откуда начать вести «Ленту Славы»?
Ветераны, неустанно уточняющие подробности боёв, очевидцы и участники событий, краеведы, поисковики, музейные работники восстанавливают, возрождают время, выявляют истинную картину.

Конец ноября – начало декабря 1941 года. Вражеские войска рвутся к каналу имени Москвы сразу по нескольким локальным направлениям. Их карты говорят, что канал может быть доступен с Ленинградского и Рогачевского шоссе. Последнее – более глухое и представляется более доступным. Однако вскоре разведка доложит, что в близкой к Москве Лобне немецкую армию ждут противотанковый ров и 331-я Брянская пролетарская дивизия.

В поисках выхода к каналу без боя враги сворачивают влево от Рогачевского шоссе и попадают в посёлок Луговая. Отсюда через железную дорогу по широкому лугу, накрепко промёрзшему в сорокаградусный мороз, немцы планируют пройти в деревню Шолохово, затем по Дмитровскому шоссе к Красной Горке и оттуда, за «спиной» Брянской дивизии, напрямик – к каналу.

В ночь с 5 по 6 декабря, этот план терпит жестокое поражение: бойцы 35-й отдельной стрелковой дивизии (командир П.К. Будыхин), отряды 64-й отдельной морской стрелковой бригады (командир полковник И.М. Чистяков) и танки Т-34 24-й отдельной танковой бригады под руководством полковника А.Г. Кравченко (будущего командующего 6-й гвардейской танковой армией, отличившейся в боях в Австрии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и завершившей Вторую мировую войну участием в Хингано-Мукденской операции на Дальнем Востоке) выходят навстречу врагу. Откуда явились, словно снег на голову?

4 декабря, все вышеназванные подразделения сгруппировались у северной окраины деревни Шолохово. Проведя ночь в крестьянских домах, ранним утром двинулись к Луговой. Там в ночь с 5 по 6 декабря – жестокий бой. Сотни убитых и раненых с обоих сторон. Враг отброшен. 331-я Брянская дивизия начинает наступление от Лобни к Ленинградскому шоссе.

Сегодня в деревне Шолохово, на близком к Москве рубеже обороны в 1941 году, живёт и действует единственный в мире музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», открытый 6 декабря 2001 года губернатором Московской области Б.В. Громовым и заместителем мэра города Москвы Л.И. Швецовой. 6 декабря 2011 года музею исполняется 10 лет.

Танки Т-34 сыграли стратегическую роль в обороне Москвы. Появление первого памятного знака «Лента Славы» именно рядом с музеем танка Т-34 оправдано историей. Со временем, начав со знака у музея танка Т-34, «Лента Славы» объединит все ближайшие к Москве рубежи обороны и начала контрнаступления советских войск в 1941 году. Позже предполагается установка знаков «Лента Славы» в других, более отдаленных, но не менее героических местах Подмосковья.

Авторы проекта – Л.Н. Васильева, Г.Ф. Чикова, И.Г. Желтов, В.В.Горбунов Автор художественного исполнения знака – заслуженный художник России С.Г. Мильченко

Проекты текстов информационных плакатов при знаках «Лента Славы»:

В деревне Шолохово:

«От полигона в Мытищах, из сел и деревень Марфино, Федоскино, Хлебниково, где располагались советские воинские части, с 29 ноября 1941 года к рубежу Сухарево – Шолохово – Красная Горка начали сходиться войска, чтобы пойти в контрнаступление. 6 декабря 1941 года у станции Луговая и села Озерецкое они встретились с врагом. До Кремля оставалось 37 километров».

В Луговой у здания ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса:

«4 декабря 1941 года гитлеровские войска заняли территорию в районе станции Луговая. Согнали жителей в подвалы. Убили несколько человек.

6 декабря они двинулись к станции, надеясь, преодолев 2,5 километра проселочной дороги, выйти на Дмитровское шоссе. Неожиданно им навстречу вышли бойцы 35-й стрелковой и 31-й танковой бригад. Кровопролитный бой. Врагу отступать некуда – он был смят!»

Танк Т-34 – гордость отечественного танкостроения

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности, воплощенное в конструкции среднего танка Т-34, стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий.

В годы Великой Отечественной войны «тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 – более 70 % выпущенных танков всех типов. Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность «тридцатьчетверки» – простота освоения боевой машины её экипажем.

С момента своего создания, даже в годы Великой Отечественной войны, «тридцатьчетверка», её вооружение, двигатель постоянно совершенствовались. Различают, к примеру, танки Т-34 с 76,2-миллиметровой пушкой образца 1939 года, 1940 года, 1941 года, 1942 года (самая массовая модель). Некоторые специалисты выделяют отдельно в качестве модели Т-34 образца 1943 года танк образца 1942 года с командирской башенкой.

Принципиальным прорывом вперед стала модель танка Т-34-85 с пушкой калибром 85-миллиметров, с модернизированным двигателем, с более мощной броней, с башней новой конструкции, вмещавшей уже не двух, а трех членов экипажа (таким образом, экипаж танка увеличился с четырех до пяти человек, командир танка освободился от обязанностей наводчика и полностью сосредоточился на управлении боем). Средний танк Т-34-85 оказался способным противостоять мощи германских тяжелых танков второй половины Великой Отечественной войны – «Пантера», «Тигр», «Королевский тигр». «Тридцатьчетверка» оказала воздействие на всё мировое танкостроение. Фактически через эту боевую машину в послевоенный период танкостроители вышли на принципиально иную модель – основные танки, сочетающие в себе стремительность и маневренность лёгкого танка, боевую массу и выносливость среднего танка, огневую мощь и броневую защиту тяжелого танка.

По итогам ХХ столетия специалистами разных стран мира «тридцатьчетверка» признана шедевром мирового танкостроения, лучшим в мире средним танком! Специалисты США в официальном отчете по итогам испытаний Т-34 особо выделили одну, вовсе не военную и не техническую, особенность: «тридцатьчетверка», по их мнению, – очень красивый танк. Возможно, именно по этой причине танк Т-34 в послевоенные годы стал наиболее массовым памятником воинской доблести и обязательным экспонатом самых престижных военно-технических музеев мира. К 10-летию музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» Единственный в мире музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» целиком посвящен конкретному образцу вооружения и военной техники и является данью памяти и уважения к легендарной боевой машине ХХ века – советскому среднему танку Т-34. Музей открыт 6 декабря 2001 года. Расположен на 36-м километре Дмитровского шоссе. Люди разных интересов и возрастов находят в музее свое. Дети узнают, что такое танк, знакомятся с его устройством, сидят за его рычагами. Взрослые через танковый «триплекс» видят ушедшее столетие. Старики возвращаются в незабываемое время молодости, дополняют его своими воспоминаниями. Все вместе – прикасаются к эпохе, которой больше не будет, и поклоняются подвигам тех, благодаря кому мы сегодня живем на Земле.

В музейном комплексе проводится обширная исследовательская, просветительская и патриотическая работа.

В перечне тематических экскурсий – «Стратегическая роль танка Т-34 в защите Москвы», «Все для фронта, все для Победы!», «Лобненский рубеж. 1941 год», «Генерал «Хитрость» (о командующем 1-й гвардейской танковой армии М.Е. Катукове), «Три танкиста» (о прославленных героях, воевавших на танках Т-34), «В боях и походах» (о боевом пути шести гвардейских танковых армий в годы Великой Отечественной войны), «Лучший в мире средний танк», «От Т-34 до Т-90 (экскурсия по танковому парку). С марта 2011 года разработана и введена в практику выездная видеоэкскурсия в образовательные учреждения, центры социального обслуживания.

Педагоги-историки используют экспозицию музея в практической деятельности при проведении месячников «Твои защитники Москва», «Служу Отечеству!», «Салют, Победа» и т.п.

За время работы музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» обрел большую популярность, стал местом проведения официальных военно-исторических и мемориальных мероприятий Правительства Москвы и Правительства Московской области. Среди посетителей музея – члены дипломатического корпуса, зарубежные делегации, студенты и школьники из различных регионов России и стран СНГ. Музейно-мемориальный комплекс – активный участник московских общегородских межмузейных проектов, межрегиональных и международных выставок и фестивалей, туристических слетов. Среди традиционных городских программ, реализуемых музеем – «Дни исторического и культурного наследия Москвы», «Ночь в музее», «Семейное путешествие» и др.

Стало традицией проведение «Шествия сквозь времена» на рассвете 22 июня в ознаменование Дня памяти и скорби с возложением цветочных корзин ко всем обелискам и братским могилам защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны в музее, деревне Шолохово и районе «Луговая» города Лобни.

 
« Пред.   След. »