Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
Кто на сайте?

4 ноября - праздник, обращенный к традиции Печать
03.11.2011 г.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политики Андрей Исаев признал, что сегодня  не все люди четко понимают смысл праздника 4 ноября: «Я считаю, что любой праздник, установленный государством, должен прижиться и пустить корни. Мало кто понимал, когда Петр I ввел празднование нового года с 1 января. Сейчас это, пожалуй, любимый праздник граждан. Мало кто понимал в начале двадцатых годов XX века значение праздника 1 мая».  

 «Праздники начала ноября, 4 и 7 числа, по сути, являются столкновением двум систем ценностей. 4 ноября – глубоко консервативный праздник. Праздник, обращенный к традиции. Неслучайно идея о восстановлении праздника принадлежит межрелигиозному совету России. С другой стороны ему противостоит 7 ноября, который, безусловно, является революционным праздником, радикальных, социалистических, противостоящих консерваторам ценностей. Именно в эти дни мы обсуждаем: какие ценности сейчас нужны? Мы глубоко убеждены, что значимыми и способными обеспечить развитие нашей страны, являются консервативные ценности. Рискну сказать, что на сегодняшний день консерватизм и демократия – это слова синонимы. Демократия не может не опираться на традиции. Только мы можем предложить демократический вариант модернизации, которая не ломала бы через колено, а обеспечивала бы постепенный и поступательный процесс принятия решений». Дата 4 ноября – день освобождения России от польских интервентов народным ополчением Минина и Пожарского – была, по словам А. Исаева, выбрана в качестве национального праздника неслучайно. "В нашей истории есть много памятных дат, но никогда Российское государство не было так близко к распаду, которого удалось избежать благодаря народному единству, - убежден депутат. - Ополчение Минина и Пожарского, действия которого по освобождению Москвы явились прологом окончания Смутного времени, - это пример единения, может быть, пример одного из первых проявлений гражданской солидарности в нашей стране. Это был подъем народного самосознания, который стал залогом превращения России в сильное, ведущее европейское государство".

Традиция празднования этого дня была положена в 1649 году, когда был учрежден праздник иконы Казанской божьей матери – символа народного ополчения, однако прервалась после революции. "Возрождение этой традиции является очень добрым знаком, - уверен член Президиума Генерального совета Партии. - Мы хотели бы, чтобы этот день стал днем общественной, народной солидарности, когда представители разных конфессий, разных политических взглядов объединялись бы вместе, и осознавали себя гражданами великой страны, имеющей огромную тысячелетнюю историю. Чтобы этот день стал днем гражданской солидарности нашего общества, когда мы осознавали бы себя одним народом, независимо от существующих противоречий".

А.Исаев подчеркнул, что День народного единства может стать еще и днем добрых дел. "Единая Россия", - заявил он, - готовит к этому празднику целый ряд мероприятий, направленных на то, чтобы люди, которым приходится тяжело, почувствовали, что они – часть единого народа, и им всегда придут на помощь в трудную минуту".

Заместитель секретаря Президиума Генсовета «Единой России» Юрий Шувалов:

«Мы не должны позволить никому - ни внешним силам, ни внутренним провокаторам, какими бы лозунгами они ни прикрывались - разрушить наше исторически сложившееся единство.

Мы - единая страна. Русская культура, русский язык объединяет людей разного вероисповедания, разного этнического происхождения. За границей всех граждан России - независимо от национальной принадлежности - называют русскими. Слово «русский» объединяет, а не разъединяет. И мы не должны позволить провокаторам использовать понятие "русский" для разжигания национальной розни».

4 ноября мы отмечаем День народного единства. И мы будем делать все, чтобы сохранить единство страны.

Координатор государственно-патриотического клуба, зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Яровая считает, что народное единство в России – это естественное органичное воплощение исторического опыта нашего народа и нашей страны. 

«При всех современных вызовах и угрозах главным конкурентным преимуществом России будет общая мотивация. Чтобы объединить общество, несомненно, нужна идея. «Единая Россия» в своей идеологии консерватизма предлагает людям объединиться не по принципу социальной разрозненности, не по принципу классовой разобщенности, а по принципу фундаментальных культурологических ценностей, традиций и общего исторического прошлого».

«День народного единства – это не только исторический праздник, это праздник – символ, за которым должно следовать серьезное образовательное, культурное, идеологическое направление работы. Потому что сформировать традицию народного единства можно только через искреннее восприятия того, что каждый гражданин России ответственен за судьбу страны».

Историческая справка

4  ноября в России отмечается новый всенародный праздник - День единения России. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. 

По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». 

Святейший патриа́рх  Моско́вский и всея́ Руси́  Кирилл также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

 

 
« Пред.   След. »