Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
186 гостей

«Старая гвардия» Печать
01.04.2010 г.

Ветеран Великой Отечественной войны, старшина медицинской службы, кавалер ордена Великой Отечественной войны I степени, Почетный донор СССР, Отличник здравоохранения, Анна Николаевна Брагина недавно отметила 85-летний юбилей. Глядя на эту маленькую, хрупкую седую женщину, трудно представить, что она прошла всю войну: Сталинград, Курская дуга, Польша, Германия…

Это она в горящем Сталинграде круглыми сутками дежурила в госпитале и, не задумываясь, отдавала свою кровь раненым. Это она, 18-летняя девчонка, санинструктор роты, вытаскивала с поля боя раненых солдат и бесстрашно прикрывала их собой, «бинтуя жизнь у смерти на глазах». Трудностей и испытаний, которые выпали на ее долю, хватило бы не на одну жизнь, как, впрочем, и у всего ее поколения. Немного волнуясь, она рассказывает о себе, и понимаешь – это человек героической судьбы.

«Бинтуя жизнь у смерти на глазах...»

Войну Анна Брагина, а тогда Аня Кривенко, встретила в родном Сталинграде. Родилась она 5 сентября 1924 г., окончила семилетку. В ее родной Песчанке жили семьи работников аэропорта и железнодорожников, но Аня решила стать медсестрой и в 1938 г., после окончания семилетки, пошла в медицинское училище. Город был вытянут вдоль Волги почти на 90 километров, и в училище, которое находилось в самом центре, приходилось более 10 км добираться пешком или на попутных поездах. Как раз по дороге домой из училища. Анна и узнала о том, что началась война. «Мы, дети, еще не так серьезно все воспринимали, как взрослые, - рассказывает Анна Николаевна, - думали, нас она не коснется, потому что Сталинград от Германии далеко, думали, это ненадолго». Но соприкоснуться с кровью, болью, человеческими страданиями - страшными спутниками войны - ей пришлось очень скоро. Война началась в июне, а в июле Аня окончила медицинское училище.

Молоденькую медсестру направили в госпиталь № 2106, который располагался на территории города. На фронт сразу не взяли: ей, несовершеннолетней, было только 17 лет. В военном госпитале Анна она проработала больше года, выхаживала раненых солдат, забывая о себе, валясь с ног от усталости. «Мы не ходили домой, а просто жили там, ночевали, работали, - продолжает свой рассказ А.Брагина. - Раненых было так много! Был июль, и враг уже дошел до Сталинградской области. Эвакуироваться никому нельзя было - не было приказа Сталина эвакуировать жителей».

В госпитале Анна сдавала кровь для раненых прямо непосредственным переливанием: «У всех молодых медсестер, кто не болел ничем, определяли группу крови, и какая раненому нужна кровь, тот и становился донором. Дадут чаю горячего, и ложишься на стол». Сколько раз пришлось сдавать кровь, Анна Николаевна не считала, тогда это не было подвигом – каждый все, что мог, отдавал на борьбу с врагом, на защиту родного Отечества. Много позже, спустя десятилетия после войны, за проявленную самоотверженность А.Брагина была награждена памятным знаком «Почетный донор СССР». 17 июля 1942 г. началась Сталинградская битва. Город имени Сталина стал символом, в котором воплотилось все, что было дорого советскому человеку, все, что мы понимаем под словом «Родина». Здесь войска встали насмерть: «За Волгой для нас земли нет!» В городе стоял кромешный ад – шли непрерывные бомбежки.

Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей города и его защитников стал день 23 августа 1942 г. Всего за 2 часа во второй половине дня вражеские самолеты произвели около 2000 вылетов. Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. Были разрушены многие предприятия, дома. Из разбомбленных баков нефтехранилища, находившегося на берегу Волги, текла пылающая нефть и разливалась по реке. Казалось, что горит сама Волга. Госпиталь работал под бомбежками и обстрелами.

Когда немцы стали окружать город, пришел приказ – вывезти госпиталь вместе со всеми ранеными и медицинским персоналом. «Я не хотела ехать, - вспоминает Анна Николаевна, - в городе оставались сестры и мама, которая нигде не работала. Но приказ есть приказ». Утешало одно: работникам госпиталя обещали, что они вернутся назад в Сталинград. Но когда раненых привезли на место назначения, всех врачей и медсестер направили в действующую армию. В те дни формировалась 74-я Сибирская бригада. Так в 18 лет начался боевой путь санинструктора А.Брагиной. А.Брагина с болью вспоминает своих боевых подруг. Они все погибли, из четверых в живых осталась она одна.

В начале 1943-го Анна попала на Калининский фронт Ленинградского направления, в «царицу полей» пехоту. Санинструктор шел в бой вместе с солдатами: «Рота вся впереди, а я сзади. Но я не должна от них отставать. Они продвигаются вперед, и я за ними, смотрю, кто как ранен, чтобы оказать помощь. Раненого нужно было вытащить с поля боя, недалеко, но обязательно в укрытие, и обязательно с оружием, какое бы оно ни было – автомат, пулемет... Без оружия не считалось, что санинструктор спасла бойца. А сама она оружия при себе не имела – не полагалось: «Лопаточка у меня была саперная, 100 бинтов, котелок – все, что нужно солдату, то у меня и было. А оружие было только у солдата».

Первого раненого молодой санинструктор вытащила с поля боя вместе с автоматом. Это было в начале 1943 г. «Ранен он был в живот, продолжает рассказ А.Брагина. - Так было сложно, все время просил пить. А пить нельзя давать такому раненому. Намочу бинтик болотной водой – другой не было, и смачиваю губы. Они очень многие просили: «Сестричка, оставь меня, не надо тащить…» А как я его брошу, я должна его вытащить».

Калининские места – кусты да болота. Не было спасительного леса, где можно было спрятать раненого, и укрытия приходилось сооружать самим. А из чего? Ни досок, ни построек вокруг не было, гитлеровцы разрушали все, что оставалось после бомбежек. Иной раз - даже шину не из чего было сделать, винтовку привязывали или лопатку.

В первом же бою Анна получила пулевое ранение в руку и медаль «За отвагу». Подлечилась в госпитале - и снова на фронт, сначала 1-й Белорусский, потом 2-й Прибалтийский. Она воевала в 10-й Гвардейской армии, которая всегда шла впереди. В матушке-пехоте были наибольшие людские потери, и работы санинструкторам было много: «Пойдет в бой рота 150 человек, а из боя 30-40 человек выходит, а то и меньше. А все остальные или раненые, или погибшие».

Аню очень волновала судьба семьи, оставшейся в осажденном Сталинграде. Его освободили в феврале 1943 г. «Сестра прислала письмо, - вспоминает ветеран, - пишет: «Аня, нас освободили, только жить негде. Наше все пропало, все сгорело». Я расплакалась, не могла остановиться. Солдаты после боя чистили оружие, обмундирование приводили в порядок, а я все плачу. Они к командиру: «Товарищ командир, а что санинструктор плачет, ее никто не обидел?». Командир сам ко мне подошел:

- Товарищ старшина, что случилось?

- Город мой освободили.

- Так надо же радоваться, а вы плачете!

Потом была Курская дуга. Под Курском Анна Николаевна получила 2 ранения – в плечо и в голову. Ее отвезли в тыловой госпиталь, во Владимир, где она пролежала больше 2 месяцев. После тяжелых ранений Анна в боях больше не участвовала, работала в госпиталях в пунктах формирования частей в Польше и в Германии. Здесь и встретила окончание войны. Когда демобилизовалась из армии 20 июля 1945 г., командир полка вручил ей прощальное напутствие «Боевому товарищу», подписанное лично маршалом Г.Жуковым, Главнокомандующим советскими оккупационными войсками в Германии.

Эту пожелтевшую со временем благодарность Анна Николаевна бережно хранит, как одну из самых памятных наград. Их у нее столько, что еле умещаются на груди. Но самые памятные - военные: первая медаль «За отвагу», медаль «За победу над Германией» и орден Великой Отечественной войны I степени, которым ее наградили сразу после войны как участника боевых действий, получившего в боях 3 пулевых ранения.

Эхо войны

После триумфального возвращения через всю Европу и Россию – в Москву, а потом в Сталинград началась мирная жизнь, которая была ничуть не легче военной. После войны в Сталинграде есть было нечего, на одни продовольственные карточки не проживешь, жить негде – город после массированных бомбежек лежал в руинах. Люди всю войну жили в погребах, а потом в землю автобусы зарывали или подбитые самолеты, это и был дом. В военкомате, узнав, что после трех ранений Анна готова работать, ее направили в госпиталь медсестрой. Она обрадовалась – кроме небольшой зарплаты, в госпитале было питание, значит, будет, чем поддержать семью. Оказалось, что это госпиталь для немецких военнопленных.

Врачи тоже были немцы, а сестры – русские. Анна работала в терапевтическом отделении. Во время войны к немцам было одно чувство – ненависть. А позже пришло понимание, что они тоже были солдатами, выполняли приказ. И так получилось, что именно немецкий хирург сделал Анне операцию на раненом плече, помог частично восстановить руку.

Однажды Анна во время ночного дежурства заснула сидя за столом, и у нее выскочила из сустава раненая рука. Специальной кнопкой вызвала дежурного из особого отдела, он тут же прибежал, думал, немцы что-то устроили. Состоялся такой диалог:

- Что случилось?

- У меня рука выскочила.

- Как выскочила?

- Она у меня раненая, выскакивает - привычный вывих.

- А что делать?

- Иди к хирургу, пусть приходит, вставляет.

- Да ты что, он тебе голову оторвет!

- Да ничего он мне не оторвет!»

Собрались все врачи, кто был на дежурстве, тут же переводчик, дежурный из особого отдела. Хирург предложил сделать операцию. Анна согласилась. К сожалению, руку полностью восстановить так и не удалось.

День Победы – самый большой праздник

Здесь, в аэропорту Сталинграда, Анна Кривенко нашла свою судьбу – познакомилась с техником самолетов Иваном Брагиным, вышла замуж в 1948 г. и счастливо прожила с ним 51 год.

В 1960-м семья уже с дочерью Галиной переехала в Лобню - мужа перевели в аэропорт Шереметьево. Он летал, Анна Николаевна работала здесь же медсестрой, получила почетное звание Отличник здравоохранения. Вот уже четвертый год А.Брагина дружит с целым классом, 8-м «А» из школы № 5. Ребята приходят в гости, приглашают к себе, поздравляют Анну Николаевну с праздниками. Она бережно хранит газеты и открытки, сделанные руками ребят.

Самым главным праздником для А.Брагиной всегда был и остается День Победы, самой памятной страницей в истории войны - Сталинградская битва. Уже не первый год Анна Николаевна получает в мае поздравления не только от руководства города, Московской области, но и от самого президента, подписанные просто: «Москва. Кремль», и она благодарна за внимание к ветеранам. Война – самое страшное, что есть в жизни, считает Анна Николаевна и завершает нашу беседу словами русского хирурга Пирогова: «Война – это травматическая эпидемия. Она может появиться в любом городе, любой стране, и длиться годами. Погибают в войнах миллионы людей, и миллионы остаются инвалидами. Люди, которые пережили войну и остались живы – это огромная удача. А если они дожили до преклонных лет, эти люди – герои. Поклонитесь этим людям».

Марина Засько

 
« Пред.   След. »