Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
 
 
 
 
 
Кто на сайте?

МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «ИСТОРИЯ ТАНКА Т-34» Печать
16.11.2009 г.

Открытие выставки 105-летию А.А. Морозова
Александр Александрович Морозов родился в 1904 году в городе Бежице Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район Брянской области) в семье потомственного рабочего. Его отец работал слесарем на Брянском машиностроительном заводе.

Саша успешно окончил частную школу, продолжил учебу в реальном училище и в марте 1919 года начал трудовую деятельность в технической конторе Харьковского паровозостроительного завода: копировальщиком чертежей, а затем чертёжником.

Службу в Красной Армии Александр Морозов проходил в авиационной бригаде на должности моториста. После демобилизации вернулся на Харьковский паровозостроительный завод на должность чертежника-конструктора.

В 1927 году завод получил заказ на создание «маневренного танка» Т-12. Двадцатитрехлетний Александр Морозов стал конструктором в новом конструкторском бюро – по конструированию танков. В 1931 году без отрыва от производства, он заканчивает механический техникум.

Работая в танковом конструкторском бюро, Морозов принимает непосредственное участие в разработке среднего танка Т-24, легких колесно-гусеничных танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7. Осенью 1938 года А. Морозов становится ведущим инженером при разработке проектов колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного танка А-32, который стал непосредственным предшественником легендарной "тридцатьчетверки". Морозов является одним из создателей среднего танка Т-34.

После начала Великой Отечественной войны А.А. Морозов назначен главным конструктором завода № 183 (так к этому времени стал именоваться Харьковский паровозостроительный завод). На протяжении всей войны он руководил работами по модернизации танка Т-34.

В конце 1943 года под руководством А.А. Морозова создан танк Т-34-85 с гораздо более мощной 85-миллиметровой пушкой. Она практически уравняла огневую мощь Т-34 с новыми тяжелыми немецкими танками.

Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии именно «тридцатьчетверка» была признана лучшим танком Второй мировой войны.

В 1944 году под руководством А.А. Морозова создан новый средний танк Т-44.

В послевоенный период под руководством А.А. Морозова в Нижнем Тагиле создаётся ряд новых образцов бронетанкового вооружения и техники. Среди них – серийный средний танк Т-54.

В 1951 году Морозова переводят в Харьков главным конструктором Харьковского завода транспортного машиностроения и начальником танкового конструкторского бюро. Здесь под его руководством разрабатывается и испытывается новый средний танк – «Объект 430». В 1966 году эта боевая машина принимается на вооружение под обозначением Т-64.

В мае 1968 года на вооружение принят танк Т-64А с более мощной 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Но главное не в этом. С созданием под руководством А.А. Морозова танка Т-64А было окончательно ликвидировано деление танков на средние и тяжелые, появилось абсолютно новое понятие – основной боевой танк! Событие это ознаменовало качественный скачок вперед по сравнению с разработками ведущих танкостроительных держав современного мира.

За разработку танка Т-64 и его модификаций Морозову в 1967 году была присуждена Ленинская премия, а в 1972 году он был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.

Начиная со второй половины 1970-х годов, в процессе серийного производства, постоянно осуществлялась модернизация танка Т-64А. В 1976 году на нём был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Данная модификация получила индекс Т-64Б.

Александр Александрович Морозов скончался в 1979 году.

Первый среди равных

Танк-легенда Т-34 творение коллективное. Однако, есть неоспоримый факт: 3 марта 1938 года в графе штампа «конструктор» чертежа № 228С «Общий вид танка. Продольный разрез Л-20 (БТХ20)» появляется четкая каллиграфическая запись: Морозов. И пусть это лишь парный вариант чертежа машины, который претерпит большие изменения, прежде чем стать чертежом Т-34, пусть за подписью «конструктор» незримо стоят ещё более двух десятков имен, Александр Александрович Морозов берёт на себя ответственность за первый шаг.

Чертеж этого проекта начальник конструкторского бюро М.И. Кошкин подпишет 14 марта. Пройдет немногим более двух лет, и Морозов сменит умершего Кошкина на его посту. Каллиграфическая подпись – Морозов – теперь будет стоять первой: в чертежах танков Т-34, Т-44, Т-54…

Удивительная судьба у Александра Морозова. Четырнадцатилетнего подростка отец привел на Харьковский паровозостроительный завод. С того дня он, вместе с заводом, шёл по жизни через войну, эвакуацию, возвращение в Харьков – до последнего вздоха.

Родом из Брянска, сын рабочего, не получивший высшего образования, оставил далеко позади себя многих дипломированных конструкторов, ибо был у него редкий дар провидения машин будущего.

После Великой Отечественной войны Морозов, вернувшись с Урала в Харьков, в том самом КБ, где начинал свою деятельность, создаёт вместе с коллективом танки серии Т-64 – уникальной боевой машины, рассчитанной на применение в радиоактивном пространстве, ставшем актуальным в XX веке.

У него было скульптурное лицо: бритый наголо, со впадинами щёк, с пронзительным взглядом глубоко посаженных глаз. У него был резкий, нелицеприятный характер. Педант до мозга костей. Язвительный. Остроумный. Его выступления на профессиональные темы поражали смелостью и яркостью мышления. Довоенные сослуживцы, любившие давать прозвища друг другу, называли его «Кепкой» – этим головным убором он всегда прикрывал лысину. Было у него и другое прозвище...

Вторая половина жизни Александра Александровича была подвигом, как и первая. Он совершал его вместе со своим творческим коллективом, работая над модификациями танка Т-64, танка будущего. Он был человеком огромного творческого потенциала и, как говорили, «конструктором от Бога». Не случайно, вторая кличка у Морозова в КБ была «да Винчи».

В истории танкостроения Морозов смотрится победителем. За спинами конструкторов адвокатами всегда стоят их танки, а танкисты, как свидетели защиты, воевавшие на них, не дают в обиду «шестьдесятчетверку».

Лариса Кучеренко-Васильева,

президент музейного комплекса «История танка Т-34»


Выставка, посвященная 105-летию конструктора Александра Александровича Морозова, открывается 2 декабря 2009 г. в 14.00 в музейном комплексе «История танка Т-34»

А.А. Морозов (1904–1979), конструктор, генерал-майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы легкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др. Участник разработки среднего танка Т-34* и др. Государственная премия СССР (1942*, 1946, 1948), Ленинская премия (1967).

* За разработку среднего танка Т-34 Александр Морозов, вместе с Михаилом Кошкиным (посмертно) и Николаем Кучеренко, 10 апреля 1942 года удостоен Сталинской премии первой степени «за разработку конструкции нового типа среднего танка».

Электронная почта: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Сайт: www.museum-t-34.ru

Владимир Викторович Горбунов, руководитель пресс-службы музейного комплекса

Контактный телефон: 8 (или +7) 916 – 012 – 26 – 08

Электронная почта: vlavigor@mail.ru


 
« Пред.   След. »