Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин
На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот , кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву «Отче наш», опустить в ней слова:
« и остави нам долги наши». Эта молитва, как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия, и она открывает нам, что все в нашем спасении зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно-единственное — прощение других.
Чтобы проникнуть в тайну прощения, необходимо обрести глубокое чувство греха.
И в течение всего поста мы будем молиться этою главною великопостной молитвой:
«Господи, дай мне зрети мои согрешения!»
Где нет Бога и правды Его, где одно человеческое, там нет прощения. И это значит, если мы ищем истинного прощения друг друга, - истина не должна быть принесена в жертву,
правда не должна пострадать, принципы Евангельские не могут быть поколеблены.
Ложное, легко даваемое прощение — безразличие к добру и злу, и это означает победу зла, примирение со злом и принятие его. Вот о чем мы должны задуматься сегодня, перед вступлением в Великий пост. Взаимное прощение дается нам дорогою ценою.
Христос молится на кресте о прощении всех людей, и распинающих Его:
«Отче, прости им, не знают , что творят!»
И наше прощение других людей — наше участие в Божием прощении.
Простить до конца — это значит полюбить человека, хотя бы одного человека до конца, как Христос, и это значит - никого не исключить из любви своей. Так простить мы можем только Пасхою, Христом распятым и Христом воскресшим, который в сердца наши изливает любовь
Духом Святым.
Из православных чтений Протоиерея Александра Шаргунова.
Полный текст читайте в газете «Лобня» №9 от 27.02-6.03.2009г.
|