Веселовский Николай |
ПрелюдТупая боль заполнила плечо, колючим холодком отозвалась в кисти. Сжимая и разжимая пальцы, Леонид представил себе зал, залитый светом огромной хрустальной люстры, людей, заполняющих ряды партера и лож, освещенный старомодными бра лепные украшения балконов, взглянул на свет софитов, отраженный крышкой рояля и, подавляя волнение, спокойно спросил себя: «Это что, финиш?» Рана, полученная в войну шальным осколком снаряда, то ноющей болью, то приступом, сковывающим суставы, напоминала о себе все чаще и чаще. Обычно это бывало после утомительных, иногда — после сложных концертов. Но чтобы такое случилось вдруг перед самым выходом, еще не было. С каким-то безразличием, как бессмысленную галлюцинацию, он услышал третий, последний звонок. Его приглушила волна несуетливого гомона людей, стук деревянных кресел. Увидев ведущего, сосредоточенно вслушивающегося в затихающий гул зала, он по-ребячьи беспомощно оглянулся, облизнул пересохшие губы. Но вопросительный взгляд ведущего настойчиво ждал ответа. — Не спешите. Дайте еще пару минут. — Тот молча кивнул. А Леонид, не прекращая массировать пальцы, вдруг подумал, что когда-то он уже испытывал подобное: то же чувство ответственности и робости перед этим чувством, и волнение, и собственную слабость, и подавляющую ее решимость. Воспоминания сквозь кисею времени рисовали в памяти далекую военную осень. Порывы ветра на пустынных улицах Ленинграда срывали с деревьев мокрую листву, подхватывали на лету снопы измороси и с силой швыряли их на одиноких путников. Леня лежал на диване, вслушиваясь в тоскливую музыку ветра и дождя. Он не спал. Но свинцовая тяжесть навалилась на веки, пригвоздила к ложу тело. Подумалось, что надо бы подняться, но рука безвольно только скользнула по краю постели. Спинки у дивана не было. Два дня назад, когда он со своей мамой растапливал остатками мебели железную печку, к ним вошел продрогший старик из разрушенного неподалеку дома. Отогревшись у буржуйки, он так сидя и уснул. Силы явно оставляли его. Уйти он не мог. Да и некуда. Теперь спинка дивана на полу служила ему кроватью. Вчера мать еще пыталась что-то делать, но сегодня и она не поднималась. Леня с усилием открыл глаза. Окно было неплотно занавешено шторой. Временами она шевелилась: во время артобстрела треснуло стекло. Теперь, стоило печке остыть, осенний холод неминуемо вторгался в комнату. Леня понимал, что безвольная неподвижность не предвещает ничего хорошего. Стоило закрыть глаза, как возвращалось черное и липкое, как смола, забытье: то ли сон, то ли обморок. Где-то в городе работали группы помощи голодающим. Только где эти группы? Найдут ли они сюда дорогу? И чем, собственно, смогут они помочь, если в них такие же продрогшие и голодные блокадники? В углу стоит пианино. Около него круглый стол. Его можно сжечь. Но это последнее. А что завтра? Вчера Леня по карточкам получал хлеб. Когда он возвращался, начался обстрел. Он прижался к парапету, за которым текла Нева. Уже не раз случалось пережидать подобное. И когда наступала тишина, он бросался к воде, из которой порой удавалось извлечь оглушенную рыбу… Один снаряд разорвался где-то совсем близко. Подгоняемый страхом, безотчетно метнулся к старым руинам. Там через пролом в стене и перекрытие он скользнул по груде битого кирпича в подвал. Артобстрел прекратился, как всегда, неожиданно. Лишь только уши привыкли к тишине, ему послышался детский плач, доносившийся из полуразрушенной перегородки. Дверь удерживалась на одной петле. Ее нижний край был намертво замурован в груде мусора. Преодолевая его, Леня плечом протиснулся в щель и заглянул внутрь. Там в трех шагах от себя он увидел женщину с обнаженной грудью. Женщина лежала неподвижно, подвернув под себя руку. По этой неудобной позе и иссиня-серому оттенку кожи он понял, что она мертва. По ней, обессиленный в хриплом плаче, ползал ребенок. Его лицо, особенно подбородок и губы, были вымазаны чем-то наподобие размытой акварели. Ребенок теребил грудь. На белом соске, размочаленном деснами младенца, застыла кровь. Леня почувствовал, как к горлу подступила тошнота. Он рванулся обратно, но преодолеть проем в перекрытии уже не смог. Потом, когда наступил проблеск в сознании, он увидел близко чьи-то незнакомые лица и, еле шевеля губами, произнес: За окном по-прежнему ветер спорил с дождем. Все, кто был рядом, как и он, лежали в полусне, недвижимо, без всякой надежды на спасение. Подумалось, что кроме него некому их поднять, а это значит нужно подняться самому. Собрав силы, он сел, свесив обутые в шерстяные носки ноги. Через минуту встал, запахнувшись в одеяло, подошел к окну. Здесь от вчерашнего хлеба осталось только несколько крошек. Он подошел к матери, положил ладонь на ее лоб. Ее веки дрогнули, но не раскрылись. Тревожно взглянул на старика: жив ли? Перед печкой увидел груды щепы. Недалеко лежали кремень, обломок напильника и ватный жгут, заправленный одним концом в патронную гильзу. Этим добывали огонь. Леня открыл печную дверцу, наклонился, чтобы поднять жгут, и тут на полу заметил змейку воды, которая тянулась от окна по подоконнику и полу. Вата раскисла. Огня не будет. Чем же теперь поднять этих медленно умирающих людей, дать им энергию, вселить веру в собственные силы? Сейчас ведь только он ответствен за судьбу этих двоих изможденных и обессиленных. Его блуждающий взгляд упал на пианино. Потом он посмотрел на руки, на припухлые, давно не тренированные пальцы. Увлеченный отчаянной решимостью, подошел к инструменту и придвинул треногий стул. Первые аккорды рахманиновского прелюда заполнили комнату густыми и сосредоточенными в своей задумчивости звуками. Каждый его следующий такт полновесно и емко рисовал в сознании тревожные картины дней осажденного Ленинграда. Но это не были гнетущие картины разрушений, холодов и свежих могил. В каждом звуке жила затаенная энергия, сила, которым не доставала выхода, и которые, словно собираясь по капле в свинцовые тучи, вырастали в напряженную массу, готовую лавиной ринуться, сметая все вокруг. Пальцы плохо повиновались. Заставляя их двигаться, Леня не допускал даже мысли о возможности остановиться где-то на половине музыкальной фразы. И мелодия, то нарастая, то затихая в беспокойных триолях, уже металась в пространстве, как свежий ветер в преддверии грозы, тормоша природу, с тревогой и ликованием рвалась навстречу обновляющейся стихии. Скованность уходила. Руки теперь двигались по клавишам, взволнованно пробуждая все новые и новые звуки, ведущие прелюд к логическому финалу. Фортиссимо последней части Леня играл, не видя перед собой ни полумрака комнаты, ни закопченных стен. Воображение несло его по широкой равнине, где бесконечные холмистые поля и перелески были искорежены воронками снарядов и зигзагами вырытых окопов. Он зримо ощущал стену огня, бушующую Балтику и облака, раздираемые жестким неумолимым шквалом… А потом звуки затихли, воображение бледнело, возвращая его к действительности. И в этом диминуэндо, подобно скорбным ударам колокола, вновь вставали реальные картины Ленинграда, ненастной осени, дождя, голода. Прелюд оборвался тихим незавершенным аккордом. И этим многоточием он словно говорил: «Ждите, верьте, борьба только начинается, победа впереди». Леня опустил на колени руки, ссутулившись, замер, медленно приходя в себя. Он чувствовал, как кровь стучит в висках, как в такт ей пульсируют разгоряченные кончики пальцев. Но вдруг совсем близко ему почудилось дыхание матери. Не оборачиваясь, он напряг слух. Сомнений не было: она стояла рядом. Еще не успев окончательно поверить в это, он ощутил с другой стороны прикосновение слабой старческой руки, и надтреснутый мужской голос взволнованно произнес: |
« Пред. | След. » |
---|